Galina (ursa_mare) wrote,
Galina
ursa_mare

Куба. Начало.

В ноябре 2015 года мы побывали на Кубе. Целью и причиной поездки была свадьба моей одноклассницы Эллы. Ее мама с Кубы, живет она уже давно в Швеции, ее молодой человек швед, сделал ей предложение на Кубе прошлым летом, вот молодые и решили отметить свадьбу на острове. А мы только рады! Нам до Европы далеко, а на Кубу - пожалуйста! =))
Поскольку в это время у нас гостила мама, то на Кубу мы отправились все вместе.
Во время поездки я писала дневник. От руки. На обратной стороны распечаток из Википедии про Кубу, революцию, Че и т.д.:)) Остается только все это набрать на компе, чтоб оставить на веки в памяти:))) Ну и фотки-видео загрузить.
Итак, поехали!

Аэропорт Сальвадора. У нас пересадка на рейс до Кубы авиакомпании Авианка (Така - это по идее одно и то же). В аэропорту полно тепло одетых людей (в куртках, ботинках, брюках). Я всегда обращаю на это внимание, если мы в центральной Америке находимся - необычно мне такое видеть)). Пытаюсь понять, все ли они пересадочные или кто-то возможно тоже из Сальвадора. Судя по трем минутам, проведенным на улице в ожидании автобуса, который довез нас от самолета до здания аэропорта, здесь жарко. По крайней мере не холодно. Столица Сальвадора стоит на берегу океана, но купаться в нем по-моему не получится (береговая линия не пляжная). Кстати, аэропорт Сальвадора очень приличный: на территории посажены кусты, цветы, в здании много магазинов duty free, интернета нет. Панамка, предупреждавшая меня о том, что аэропорт страшный, точно не была в Пулково (2012 года). Сальвадорский не страшный.
  Я пытаюсь ощутить, что чувствуют люди, летящие из Европы в долгожданный отпуск. На дворе конец ноября, так что в Европе, где бы то ни было, уже холодно. Это должно быть так волнительно - лететь в центральную Америку отдыхать. На долгожданный пляж (в случае с Кубой). Другое дело мы: по сути летим с одного пляжа на другой пляж. А жарой нас не сильно порадуешь в любом месяце года.

В аэропорту Сальвадора. Местные artesanías.

В предвкушении яркой поездки перед посадкой в самолет на остров свободы!

В зале посадки вижу кубинцев. Почему-то сразу понимаешь, кто кубинец. По каким-то знакомым, по каким-то образам еще со школы или из фильмов (??). Не знаю, откуда, но сразу становится понятно, что вот это - кубинцы. Первое впечатление: мне кажется, что они все похожи:)) Кто-то на Эллку, мою одноклассницу. Кто-то на мою знакомую кубинку с Панамы (не Оля Г., другая знакомая, Оля все-таки для меня больше русская:)))
  Покупаем как дураки 3 визы на стойке авиакомпании. по 15$ за каждую. Виза - это бумажка со штампом, которую ты заполняешь сам и при въезде на Кубу у тебя берут половинку, а вторую надо не потерять до отъезда. Дураки, потому что РУССКИМ эта бумажка НЕ НУЖНА!! Абдиелю да. Я про такую бумажку от своей знакомой панамки слышала, и не подумала уточнить у той же Оли (моя наполовину кубинская подруга в Панаме), нужна ли такая бумажка нам. Отстой. 30$ подарили кому-то (за меня и маму).

Это Сальвадор сверху. Зеленый такой, береговая линия не для купания, кажется.

Незадолго до прибытия на остров из окна самолета открывается потрясающий вид! Целые полоски бирюзовой воды у необитаемых островов. Прозрачнейшая вода, видно, что мелко и живописно.

Остров со стороны, где мы залетали, весь разбит на аккуратные участки земли, обработанные и засаженные ровными грядками. Выглядит очень аккуратно сверху.

У меня очень большие ожидания от Кубы. Я только что закончила читать роман Тургрима Эггена "Hermanas" (в переводе читала, но название почему-то именно по-испански фигурирует везде). И осталась под огромным впечатлением. Про Кубу я знала очень мало. Крайне мало про революцию, режим Кастро, события и ситуацию второй половины ХХ века. В книге идет речь о событиях 70х-80х годов, временах жесткого режима, когда на Кубе были закручены все гайки. Описываетя битва в заливе Свиней и сражение на playa Giron, которые были задолго до событий, происходящих в книге. Но основная часть посвящена именно периоду стабильного правления Фиделя и перепитиям, которые происходили на Кубе с так называемой "богемной" частью населения: художниками, поэтами и иже с ними (они же алкоголики), несогласной с действующим режимом. Пока я читала, у меня от ужаса округлялись глаза. Там и про допросы, пытки и тюрьмы. Про сложности, связанные с выездом  (нелегальным, естесственно) из страны. Про "взятие" посольства Перу в Гаване (что стало началом выездной волны кубинцев), в конце немного про кубинцев, живущих заграницей.
  Я не знала, чего ожидать после такой впечатляющей книги. С одной стороны с момента событий, описанных в ней, прошло уже больше 25-30 лет. С другой стороны в этой стране, как мне кажется, не быстро меняются вещи.
  Короче, я летела на Кубу уже под большим впеатлением от нее и с большими ожиданиями увидеть мест, описанные в книге (и в Гаване, и в Сиенфуэгос, и на побережье, на пляже Хирон и др.).

Аэропорт Хосе Марти. Проходим контроль, получаем багаж (ура!), выходим в зал, а там нас (впервые в жизни такое!!) встречает водитель с табличкой с нашими именами. Так приятно! Это знакомый таксист нашего друга Цезаря (папа подруги Оли). Выходим на улицу, и мне даже не верится, что мы в другой стране! Пальмы иные, чем в Панаме! За 3 года мы никуда не выбирались (не считая поездки в UK, которую и так знаем хорошо) и половины дня в Колумбии (пересадка). Все-таки я насквозь этой Панамой пропитана, поэтому мне еще более интересно оказаться в другой стране! Не такой далекой, но такой другой!
  Первое, что бросается в глаза (помимо того, какие другие люди: со светлыми глазами, некоторые женщины с очень светлыми выкрашенными в ярко-белый перегидрольный цвет волосами и обязательно в черных ажурных колготках - видимо, это пик моды) - это запах курева! Здесь очень много курят! На улице прямо у входа все смолят. В Панаме отвыкаешь от таких запахов. У нас почти никто не курит. Здесь же один курит даже в аэропорту (позже водитель предположил, что это иностранец, который не знал правил: все-таки на Кубе нельзя курить в помещении). Но забегая вперед скажу, что и водители автобусов (!!!!!) курят прямо в салоне с полным салоном пассажиров. И это не городской общественный автобус, а междугородний дорогущий автобус, услугами которого пользуются на 90% только иностранцы!!! Европейцы с ребенком перед нами были просто в шоке, когда водитель начинал курить! Не знали, что сказать, так и ехали молча всю дорогу.. Я думала лишь об астматиках: им-то какого?...

Выдвигаемся в сторону Варадеро. Как нам и обещали, дорога  очень пустая. 4 поломы и несколько машин в одну сторону, несколько в другую. Тут так мало машин, что кажется, никогда не бывает пробок. Зато какие машины! Красивейшие яркие представители американской автоиндустрии середины ХХ века. Встречаются и Лады, но меньше. Американские машины очень эффектны!

По Варадеро, если не пешком, то мы передвигались исключительно на таких шикарных авто!=)

Заезжаем по дороге в банк - поменять деньги. Забавное помещение. Такое как в СССР. За стеклами в конторах сидят сотрудники. Очень приятная девушка поменяла нам Евро. Выдала также немного местных песо, как мы и просили. Заодно поболтала с нами: расспросила, куда мы едем. Говорим: в Варадеро. Она:  pa' la rumba? Мы в замешательстве (в Панаме "rumba" означает "тусовка", "веселье"). Вот мы и растерялись: ну да, веселиться едем. Но она переспрашивает: какой отель? Мы говорим: "а мы а частный сектор, мол, так интереснее"))) Пожимает плечами. Видно, что не понимает, что в этом может быть интереснее)) Позже выясняем, что La Rumba - это название дискотеки самой знаменитой здесь, в Варадеро, так что она уточняла скорее всео про нее, а не про веселье в нашем понятии слова "rumba":))
   Ехали мы в полукаматозном состоянии, полузасыпая по дороге, т.к. встали в 3 ночи, и усталость уже сказывалась!
  Водитель, очень приятный, видно, ответственный и надежный мужчина, был довольно серьезен и малословен. Отвечал на заданные вопросы (про бензин, работу таксистом, дороги, расписание работы, что означает то или иное сокращение, встречающееся на знаках и плакатах вдоль дороги). Ни одного оценочного высказввания. Позже я решила, что он, возможно, очень осторожный человек, который не станет распространяться своим мнением с незнакомыми людьми, тем более иностранцами.
  Проезжали мы по довольно живописной местности: поля, холмы (очень красивые: в Панаме таких нет. Не горы, а именно холмы.) Совсем другая природа, чем в Панаме! Видели здания точностью как из СССР: бывшие пансионаты, просто жилые дома ("хрущевки" или "дома-корабли). Удивительно такое видеть в тропиках! Много заводов с трубами. Водитель говорит, что действующие (по производству сахара, например). В поселках много на вид заброшенных домов: неухоженных, с заколоченными окнами. Но в них живут. В городе Матансас начали встречаться красивые экземпляры с колоннами, разных цветов, с ажурной резьбой и балкончиками. Но тоже все в запущении. Постройки начала ХХ века, разрушенные после Триумфа Революции.

Первая наша фотка на Кубе: остановились по дороге из аэропорта в Варадеро выпить кофе в  придорожной кафешке (мама сказала, что то был лучший кофе, который она за всю неделю попробовала на острове). Счастливые, ибо ОТПУСК!!

Варадеро - это длинная коса в океане, по центру - идет шоссе, слева - пляж и все отели-рестораны-местных жилье, справа - опять океан, но уже без пляжа, рыболовного вида.
  В первый день мне безумно понравилось это место:  это была эйфория. Запах курорта сразу бросился в нос, как я вышла из кондиционированной машины. Это запах моря. Нам очень повезло с жильем! Мы остановились в домике а частном секторе прямо на берегу океана! До пляжа полминуты! Даже не надо переходить дорогу! Очень приличная комната. Всем рекомендую! А хозяева - это отдельная тема! Ох, сколько всего мы с ними обсудили за 3 дня! Уже на второй день, кажется, мы были лучшими друзьями. Как только начинали говорить, было не оторваться. Могли зацепиться языками в любой момент.Нам все интересно было! В основном про жизнь на Кубе, про ситуацию, которая сложилась и про отношение людей к ней.

Поужинали мы в первый день прямо на берегу в ресторане по соседству. В первый и последний раз в туристическом месте. 3 порции с рыбой/морепродуктами с приличным салатом (капуста и огурец) с гарниром + ром с колой за 27$. Таких цен в Панаме конечно нет. Я имею в виду при подобающей подаче и содержании.

Ожидая заказ в том ресторане на берегу (кстати, ждали невыносимо долго!!). Зато довольные "зажравшиеся" мы: приехали с одного океана на другой:))

Забегая вперед, скажу, что позже мы расспросили, где едят местные, и нас направили в очень крутую кафешку, где жарят свежее мясо прямо при тебе на раскаленной плите. Так там цена огромного блюда (рис congris - национальное блюдо - рис с черными бобами + мясо/курица/рыба + авокадо огромные куски) не превышала 2,5$.Можно было и за 2$ поесть.  + Соки довольно сносные, хоть и сладкие за 20 центов стакан.

Вот это те дешевые обеды, нас покорившие. На фото не очень заметно, но там гора риса под курицей. Порции правда большие!

Абдиель был счастлив!

Первое, что бросилось в глаза: очень много русских! Всюду русская речь, русские пары. Такое ощущение, что каждый второй русский! Я от этого отвыкла! Мне это так не привычно!!
  Пляж в Варадеро волшебный! Белый мелчайший песок, пологий спуск, долго вода довольно мелкая: по пояс - по грудь где-то. Прозрачнейшая вода, гладь. Нам повезло в первый день. Был потрясающей красоты закат! Жаль, я не сфотографировала: думала, на следующий день успею. Как бы не так! На следующий день зарядил такой ливень, да и на третий день тоже, что романтической фотосессии на закате у меня не получилось :((( Так что надо делать все фото сразу по ходу событий. Это правило поездок!

Благо, мама сделала кадр:))

В первый день мы очень устали и рано легли спать. До этого правда слегка прогулялись. Я осталась под большим впечатлением от того, как здесь все аккуратно причесано. Ресторанчики очень симпатичные, все для туристов. Газончики, галлерея с яркими товарами ручной работы (многие - настоящие произведения искусства). Прямо настоящая конфетка для туриста! Сумели сделать. Я так восторгаюсь, потому что в Панаме такого нет. Нет ни одного места из которого бы сделали конфетку для туриста. Где было бы все: от магазинчиков, кафешек, баров до прогулочных зон. Ну ок, на Косвее есть така зона. Но это в столице. А в стране нету. Да и курортов подобных Варадеро в Панаме нет..
Но я сразу поняла, что Варадеро - это не Куба. Это конфетка для туриста.

Остановились поболтать:))

Уже на следующий день (второй наш день на Кубе) мне не терпилось отсюда уехать! Мы шикарно искупались на рассвете с мамой. Солнце встает намного позже. Светает где-то в 6.15, в над океаном оно появляется только в 7.30 (до этого за деревьями). Океан прохладный. Но красивый! Зарядка с утра на океане - отдельный кайф! Кстати, народу никого: все поздно встают! В 6.30 совсем никого, а к 7 уже подтягиваются спортсмены, но их немного совсем. Может, все отсыпались после субботней ночи...

Рассвет в Варадеро

Время где-то 6.40. Народу никого!!

Очень вкусный сытный завтрак у хозяев дома. 70% от дохода за постояльцев они отдают государству. Это не говоря о том, что лицензия на аренду комнат стоит 500$ в год (в Варадеро). Завтраки - это то, на чем они могут заработать копеечку. Хлеб, масло, сыр, колбаса (ее трудно достать - дорого), фруктов целая тарелка,сок (.из коробки, кажется, но вкусный), кофе с молоком и яйца. Сытно очень. 4$ всего. Удобно, что прямо тут же. Никуда идти не надо. Как обычно, зацепляемся языками и долго болтаем с хозяевами.

С хозяевами дома. Кения и Ньорлан. Ох и много же всего мы с ними обсудили!!!..

У входа в столовую дома, где нас кормили этими самыми вкуснейшими завтраками.

Хозяйское авто.

Интерьер в хозяйской столовой.

У нас очень крутое расположение не только потому, что мы у моря, так еще и потому, что мы в самом центре города! Рядом - музей, напротив парк, через пару улиц главная открытая дискотека города под открытым небом. Козырное место. Рекомендую:)))
  Так вот. Уже после завтрака меня охватила навязчивая мысль, что я хочу отсюда уехать на следующий день (а не через 2 дня, как я запланировала изначально). Я 10 раз пожалела, что не послушала Костю, который говорил, что в Варадеро делать нечего: лучше побудьте больше дней в Гаване. Еще я очень жалела, что купила билеты на автобус через интернет. Так чуточку дешевле, чем брать частника. Хотя частников полно, и проблем уехать не было бы. Только вопрос цены.
  Меня настолько захлестнула эта идея поскорее отсюда выбраться, что мы в итоге потратили весь день на то, чтобы попытаться поменять билеты. Ходили на автовокзал (а это не близко и по жаре в полдень), узнали, что к интернет продажам они отношения не имеют: возврат осуществляется через сайт. Пошли искать интернет, и убили на это полдня! В интернет-кафе были очереди, все расстояния мы проходили пешком по жаре. Когда добрались до крупных отелей с интернетом, все сотрудники убеждали, что сигнала нет, будет завтра, на сегодня уже не работает + из-за дождя и подавно (начался очень сильный ливень, прямо шторм). Потом вовсе отказались продавать мне карточку как не постояльцу отеля. Пришлось просить парня. Он купил. Несмотря на грозу я очень быстро подключилась и зашла на сайт автобусов, выяснила, что билеты можно сдавать минимум за неделю. Финиш. День просто потерян. Вдобавок этот ливень, который убил закат. Стараясь думать как можно меньше о том, что драгоценный день на Кубе мы проведем в этой конфетно-туристической дыре вместо волшебной загадочной Гаваны, мы потопали под дождем домой. (Пишу "мы", а на самом деле переживала только я, потому что всем в Варадеро в принципе понравилось. А забегая вперед вообще скажу, что всем кроме меня страшно не понравилась Гавана. Так что сейчас я думаю, что мне бы вообще не были бы рады, если бы я все-таки дернула всех из спокойного Варадеро на день раньше в шумную грязную столицу))).
  Когда стих ливень, было еще не совсем темно, мы вышли на океан. Его было не узнать! Волны. От вчерашней идеального цвета глади воды не осталось и следа. Окунулись слегка у берега. Народу никого. Очень неспокойное море.

Пара фоток с того второго дня:

К ночи мы вышли "в свет". На ту самую улицу по соседству (Calle 62), где собирается ночью вся тусовка. Около бара (открытого, без стен, только с крышей), в котором идет развлекательная программа (ди джей, живая музыка + шоу для гостей) прямо на улице собирается куча народу и танцует. Выпивают тут же в баре.
  Мы с Абдиелем неплохо потанцевали. Даже немного потанцевали с мамой. Очень много среди публики молодых кубинцев, явно пришедших на заработки. Все с хорошимы фигурами, выхолощенные, подготовленные к ночи. Только почему-то они не очень активно обращали внимание на дам в возрасте. Больше стояли своими компаниями. Но за чем они пришли на дискотеку, было написано у них на лицах. Девушек с аналогичными целями не было: их предлагают мужчины, стоящие тут же, а сами красотки прячутся неподалеку. В номер отеля кубинок (да и кубинцев тоже, наверное) приводить нельзя. Приходится идти на пляж.

Вот таких вот мальчиков как на фото справа в примерно таком же прикиде со всеми мускулами на показ около бара полно. Фото сделано еще в самом начале вечера, поэтому так пусто.

После шоу продолжилась дискотека. Я сидела на парапете у дороги. Вдруг меня трогает какая-то темная женщина. Думаю: что это ей нужно?! Поворачиваюсь - а там Эллка!! А за ней Ксюша и Даша. Вот так сюрприз! Не, я конечно знала, что Эллка уже была на острове, и про Дашу знала, что она прибудет на свадьбу. Но совсем не ожидала их увидеть в ту ночь в Варадеро! Так на 62-ой улице встретилась 67-ая :)))

Сзади опять же мальчики "на работе".

Мама пошла  домой, а мы еще долго танцевали. Музыка вся та же, что в Панаме. И Энрике Иглесиас, и Марк Энтони, и весь реггетон знакомый. Меня это слегка удивило: то есть никаких различий в музыкальных предпочтениях я не заметила:) Ночью снова накрапывал дождик. Пришли домой поздно и на следующий день отсыпались, даже на пляж я не пошла. И в тот день мы вообще не купались: с утра щел дождь, потом весь день штормило, были сильные волны, над водой парили только кайтеры, почти никто не купался. Очень не повезло тем, кто оказался на курорте только в эти дни (мы хоть один тихий день застали). Зато прошли по пляжу час до того самого ресторана (полезная прогулка))), а потом объедаловка в ресторане для местных=)

По дороге вдоль пляжа обнаружили кусочек Португалии (скалистый обрыв из песчаника, в Алгарве такого полно:)

От нечего делать, да и на самом деле потому что хотели, мы даже сходили в музей по соседству. Узнали несколько фактов из истории Варадеро. А вообще конечно музей представляет жалкое зрелище. Пустой, разрушенный деревянный особняк. Ничего не отреставрированно внутри. После Революции там была школа, потом какая-то лаборатория, потом годы запущения, теперь музей. Внутри жутко. Пара бедных экспонатов и обманщица-смотрительницы. Вход в музей для иностранцев стоит 1 $. Я ей дала бумажку номиналом в 3, она дала сдачу крупной монетой. Я и не стала рассматривать, что за монета (по идее должен был быть 1 песо, что и есть 1$). А на следующий день выяснилось, что это монета в несчастные 3 местных песо, что равняется где-то 10 центам. Думаю, она всех туристов там дурит: монеты-то похожи по размеру. Я понимаю, что на Кубе каждый выживает, как может: например, в конце "экскурсии" она стала предлагать мне заводские сигары: очевидно, что у нее кто-то работает на заводе и получает их задаром. Но продать - это одно, а просто тупо обмануть - другое. Так что от нее осталось самое мерзкое чувство. В добавок она спросила, едим ли мы у хозяйки (которая буквально живет по соседству), на что я сказала, что она вообще-то не кормит. Стопудово мерзкая тварь разнюхивала, не продает ли Кения обеды, не отчитывая доход перед государством. Стукачка. Фу. Противно.
  Зато вид хоть со второго этажа дома-музея хороший - на океан.

А этот дом стоит по соседству. И вы только посмотрите на него! Это же настоящая "американская мечта" только на пляже. Он в идеальном стостоянии, газончики подстрижены, терраса ждет гостей к обеду. На пути к дому от пляжа установлен душ. Разве что бассейна не хватает. Так что вы думаете? Отель? Частный сектор?

Как бы не так! Летний дом кубинской армии! Не слабо, да? Тут отдыхают военные летом=)

Вот такой ветер был в тот день!

Вечером снова пошел очень сильный дождь. Так что погода совсем не для купания=( Кстати, на Кубе вообще весьма прохладно. Воздух сухой. Вечером мне было комфортно только в кофте (без нее прохладно), и я даже не отказалась бы от брюк)) Днем тепло-жарко, но все равно не так, как в Панаме.

День 4-ый.
  Ура! Мы наконец выезжаем из Варадеро! Вернуться сюда я не намерена больше. Уж лучше рвануть на Cayo Coco или Santa Maria, где более аутентично, и такой же красоты белый песок и прозрачная вода. А вообще меня сейчас больше интересует Гавана. Вот туда я уже хочу вернуться:)) И в Винялес хочу! В этот раз, к сожалению, не получится. Говорят, еще в Санта-Кларе стоит побывать. Короче, я уже планирую следующую поездку:))

В Варадеро у меня было несколько шокирующих открытий:
1. Все магазины, рестораны и отели принадлежат государству. Это значит, что сотрудникам, там работающим, вообще все равно, как они тебя обслужат: ведь им за это не доплатят, и их за это не уволят. Это все сказывается на сервисе. Они конечно зазывают все на улице, стараются, чтобы вы выбрали именно их, но все вырученные деньги пойдут государству! Для меня это тоже дикость! Все-таки я на 100% капиталистического склада.

На самом деле обслуживание на Кубе вполне приличное. По крайней мере по сравнению с Панамой. Тебе улыбаются, когда принимаюбт заказ, обслуживают - это очень приятно! Панамский обслуживающий персонал не улыбаается:))))) Никогда:)) Если вам улыбаются, принимая заказ в Панаме, то знайте, что вас обслуживает колумбиец/колумбийка или венесуэлец/венесуэлка:)

2. Пустой магазин. Я впервые бывала в таком. Советский Союз я не помню. А тут впервые зашла в магазин с полками, на которых сложены только спички, мыло, зубная паста, ром, водка, сигары и практически больше ничего. Я была в шоке. Утром была рыба, но кончилась. Мяса нет. Отдел мяса стоит закрытым. Как издевательство выглядит название магазина - La Americana.

У Абдиеля спрашивают, не венесуэлец ли он. Его тут все принимают за венесуэльца. Говорят, они сюда приезжают торговать, привозят всякие товары, а местные почти за любые разумные деньги готовы их скупить. Они прямо накидываются на венесуэльцев (тех отличают по поясным сумкам) и спрашивают, нет ли чего-то. Спросом пользуются одежда (шорты, футболки), обувь, украшения, любые безделушки типа свистка на веревочке на шею, косметика, телефоны. Мы-то знаем, сколько все это в нашем мире стоит. А тут люди готовы за это платить в разы больше. К примеру, обычные хб-эшные футболки, которым красная цена в Панаме 5-9 долларов (а в беспошлиной зоне они идут по паре долларов за штуку), здесь в магазиназ стоят 20-25 долларов. Немудрено, что кубинцы скорее купят с рук хотя бы насколько-то дешевле, чем предлагает магазин. А то и так же. Венесуэльцы отбивают свой товар, авиабилеты + еще остаются в плюсе! Теоретически панамцы могли бы делать то же самое. Продавщица магазина очень настойчиво меня спрашивала, нет ли к меня каких-то ненужных вещей: приноси - мы все, говорит, купим. Хоть ненужную обувь, хоть что....
---
NB Совет! Передвигайтесь между городами на частниках, договариваясь на месте о цене:
1) Во-первых, это намного удобнее, чем на автобусах. Автобусы ходят очень медленно + вы ждете всех и вся на остановках и т.п. А еще к автобусу надо прийти за час, не то ваше место кому-то другому перепродадут, т.е. вы заведомо теряете целый час!
2) Во-вторых, это даже иногда дешевле (к примеру, мы ехали на автобусе из Гаваны до Сиенфуэгос за 60$ на троих, а обратно доехали за 50 в частной машине с комфортом и в 2 раза быстрее!!). Даже если это и дороже, все равно это того стоит. Да и дороже будет не намного.